Cегодня: 27 Июль 2017
Местное время 04:48 (время московское)
С 1804 года Сызрань приняла современный вид разделения на кварталы с прямыми перпендикулярными улицами
3D панорамы Сызрани
Новости Чемпионата мира по футболу 2018



Календарь-Афиша
14-20 августа

Фестиваль "Серебряные трубы Поволжья"

Городские площадки


5 августа

Фестиваль "Рыба-раки"

Сызранский речпорт

19 августа

Фестиваль "Сызранский помидор"

Площадь им. Ленина


Афиша на неделю


Юрий Назаров

Живописца Юрия Назарова иногда называют легендой русской драмы, поскольку за полвека творчества он оформил множество спектаклей в театрах Орска, Стерлитамака, Сарова, Майкопа, Караганды, Алма-Аты, Петропавловска-Камчатского. Но первым (и очень памятным!) пунктом в этом списке стала Сызрань.

Юрий Назаров родился 30 сентября 1936 года в старинном казахском городке Казалинске, расположенном в устье великой Сырдарьи. Рос он в семье знатного машиниста. Ему доверялось водить поезда с такими крупными фигурами эпохи, как Михаил Калинин, Лазарь Каганович, Климент Ворошилов. Мама Юрия, дочь атамана казачьего войска, растила пятерых детей. Никто в семье не был причастен к искусству.

Художественную одаренность мальчика учителя заметили благодаря тетрадям по чистописанию с каллиграфическим почерком. Это было уже в те годы, когда семья Назаровых переехала в Сызрань. А в 1956 году Юрий окончил здесь двухгодичную школу-студию изобразительного искусства. Разумеется, с отличием. Некоторое время он брал уроки у замечательного мастера - профессора живописи, ваяния и зодчества Бориса Аргунова.
Художник был принужден безвыездно жить в Самарской губернии, испытывал нужду, одиночество. А потому, радуясь встречам с заботливым и одаренным учеником, он не ограничивался задачами уроков, но очень много ему рассказывал - об искусстве, великих русских мастерах слова, живописи, театра, с которыми когда-то общался (ему довелось учиться даже с Маяковским!). Юра убористым почерком записывал в толстую тетрадь все беседы. Со временем вышел необыкновенный по объему и информации учебник, с которым молодой художник долго не расставался.

В том же 1956 году судьба преподнесла Назарову подарок: сызранский театр искал художника-исполнителя. Это было время, когда в провинции осело немало столичных мастеров. Война давно прошла. Но далеко не все хотели возвращаться домой... Труппа сызранской драмы не стала исключением. Около десятка актеров из Москвы и Ленинграда блистали на здешней сцене. Дух истинного творчества царил на репетициях, в гримерных. Именно здесь Назаров, кажется, впервые проникся пониманием того, что лишь содружество людей неравнодушных, двужильных и, главное, умеющих понять друг друга способно сделать чудо - волнующий, незабываемый спектакль.

Он не отсиживался в стороне, не мог быть просто наблюдателем. Изучил все механизмы сцены. Узнал секреты декораторов, гримеров, костюмеров. Любил подсаживаться к режиссеру, вникая в мелочи, детали репетиций. Прислушивался к музыке: как сочетается она с движением света, игрой актеров, развитием сюжета. И, несомненно, был первейшим помощником художников, которые трудились в театре... Инициативу, личные идеи, работоспособность и пытливость Юры стали замечать: сначала предложили юноше возглавить работу декорационного цеха, чуть позже доверили самостоятельно оформить новую премьеру...

В 1959 году дела семейные перенесли Назарова поближе к Казахстану, в город Орск. А конечным пунктом его остановки стала Камчатка. Здесь он создал работы, которые впоследствии прославили его.

Но особое место среди ранних творений Назарова занимает натурный пейзаж “Закат. Осокори. Сызрань” 1957 года. Эта первая выставочная работа, чудом сохранившаяся до наших дней. Здесь изображена равнинная местность на Волге, где раньше были заливные луга с высокими деревьями - осокорями. И дорога, ведущая на пристань, где сейчас море: Саратовское водохранилище... Уголок Сызрани, который напоминает мастеру о нашем городе.

Распечатать Переслать В избранное

Вернуться назад
О городе   Архитектура   Соборы   Музеи   Праздники   Информация
      Прогулка
по старой Сызрани