Cегодня: 27 Июль 2017
Местное время 04:45 (время московское)
В 1901 городская управа учредила должность главного садовода - на улицах начали высаживать деревья
3D панорамы Сызрани
Новости Чемпионата мира по футболу 2018



Календарь-Афиша
14-20 августа

Фестиваль "Серебряные трубы Поволжья"

Городские площадки


5 августа

Фестиваль "Рыба-раки"

Сызранский речпорт

19 августа

Фестиваль "Сызранский помидор"

Площадь им. Ленина


Афиша на неделю


Алексий (Орлов)

Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский когда-то жил в нашем городе. Как, почему этот человек здесь оказался? И сколько же еще их, страдальцев за веру, долгое время пребывавших в забвении?!

Будущий архиепископ Алексий (в миру Алексей Степанович Орлов) родился в 1862 году в Самаре в семье бедного псаломщика. Острый ум и тяга к знаниям позволили ему без труда получить общее высшее образование, но суетный мир не увлек серьезного, требовательного к себе и окружающим юношу. Он решил идти по стезе служения Всевышнему и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия.

В том же 1895 году Алексий был рукоположен в священники и стал служить в разных храмах Самары. В том числе - в кафедральном соборе в сане протоиерея. Это служение продолжалось вплоть до достижения им шестидесятилетнего возраста, когда Алексий овдовел. Вслед за этим он решил принять монашество, видимо, утратив последнюю связующую ниточку со светской жизнью.

С 1923 года Алексий - епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии. Правда, вскоре примкнул к обновленцам, но возвратился на прежнюю стезю и принес публичное покаяние. Впрочем, после этого на прежнем месте его не оставили. Епископ Алексий служил в Тобольской, Сарапульской (Ижевской), Астраханской епархиях, нигде подолгу не задерживаясь. Между тем его характер вовсе нельзя было назвать конфликтным. По воспоминаниям современников, епископ Алексий - скромный, обаятельный человек, за что пользовался всеобщей любовью верующих. В обхождении он был очень прост, вел аскетичный образ жизни, ежедневно служил в храме. Сохранилось описание внешности епископа: высокий рост, пышная, буквально до пояса, борода, белое румяное лицо с добрыми глазами и милой выразительной улыбкой.

Астраханцы так полюбили Алексия, что однажды даже нечаянно поспособствовали конфликту между священнослужителями. Только что освободившийся из тюрьмы епископ Вольский Андрей (Комаров), на место которого был назначен наш земляк, пожелал сам продолжать всенощную в Тихвинской церкви.

Очевидцы вспоминают: “Он, никем не встреченный, прошел в алтарь. Что там случилось, неизвестно, но только на литургию вышел епископ Андрей. В церкви поднялся шум. Верующие подступили к епископу Андрею и стали требовать его удаления, желая видеть Алексия. Владыка хотел что-то сказать, но во всеобщем гвалте его не услышали. Служба была сорвана”.

Естественно, этот случай никак не мог способствовать хорошим отношениям между епископами. В апреле 1931 года Алексий был удален из города. Только в 1933-м астраханцы узнали из письма самого владыки, что же произошло.

“Как-то я купил стопу почтовой бумаги, каждый лист которой был украшен жирной типографической печатью: “Религия - орудие угнетения трудящихся масс”, - писал Алексий. - Этот лозунг я искусно переделал, и у меня получилось: “Религия - орудие утешения трудящихся масс”. В такой переделке бумага и защеголяла по свету, в моей деловой корреспонденции. Кому-то показалось это вольностью, и я оказался в Сызрани”.

Кстати, предшественником Алексия на Сызранской кафедре был Августин (Беляев), ныне также причисленный к лику святых. О нем наша газета уже рассказывала. Епископом Сызранским Алексий оставался недолго. В июне он приехал к нам, а в августе его уже выслали в Сибирь - в Омск. Здесь Алексий через два года был возведен в сан архиепископа, а еще через два - арестован вместе с группой священнослужителей по обвинению в ведении антисоветской агитации.

На допросах владыка держался с достоинством и показал себя человеком    честным и бесстрашным. Это не уберегло его, уже разменявшего восьмой десяток, от пятилетней ссылки в Казахстан. Здесь ему были предъявлены новые обвинения в антисоветской деятельности, которые он не признал. И в сентябре 1937 Алексия расстреляли близ  Чимкента, у Лисьей балки. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Новая власть реабилитировала Алексия. А в 2000 году он был причислен к лику святых на Архиерейском соборе Русской православной церкви. А что же икона, которая сопровождает данный материал? Образ был создан студенткой Санкт-Петербургской православной духовной академии Анной Тарасовой в прошлом учебном году. Эта девушка - из числа молодых людей, занимающихся на иконописном отделении. Именно они внесли драгоценный вклад в прославление многих новомучеников, которые сто лет назад учились в стенах вуза. Во время работы студенты обращались к ним за духовной помощью. Святые же продолжают свое служение Богу и людям как на земле, так и на небе.            


Распечатать Переслать В избранное

Вернуться назад
О городе   Архитектура   Соборы   Музеи   Праздники   Информация
      Прогулка
по старой Сызрани